01 сентября 2020

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

1. Учебые программы

В 2020/2021 учебном году используются следующие учебные программы:

Класс

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

(базов. и повыш. уров.)

XI

(базов. и повыш. уров.)

Год утверждения (издания) учебной программы

2017

2018

2017

2017

2017

2018

2019

2020

2017

Все учебные программы размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by / Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Учебные предметы I–IV, V–XI классы.

В связи с поэтапным переходом на обновленное содержание образования на основе реализации компетентностного подхода в 2020/2021 учебном году по новым учебным программам будут учиться учащиеся X класса.

В содержание учебной программы для X класса внесены следующие изменения:

пересмотрен и скорректирован материал для продуктивного и рецептивного усвоения грамматических явлений;

конкретизированы и уточнены коммуникативные задачи в следующих темах:

«Образование»:

рассказать о системе образования в Республике Беларусь; расспросить о системе образования в стране изучаемого языка (базовый и повышенный уровни); обсудить актуальные проблемы системы образования; высказать предположения о перспективах развития образования (повышенный уровень);

«Средства массовой информации»:

рассказать о различных источниках информации (печатные издания, радио, телевидение, глобальная компьютерная сеть Интернет (далее – Интернет)) в Республике Беларусь (базовый и повышенный уровни); рассказать об известных белорусских и иноязычных газетах и журналах (повышенный уровень);

«Искусство»:

рассказать об известном художнике / скульпторе / фотографе и его произведениях; посоветовать посетить выставку, музей (базовый и повышенный уровни);

«Молодежь и общество»:

обосновать важность участия молодёжи в общественной жизни (повышенный уровень); 

«Наука и техника»:

обосновать важность развития науки и техники для современного общества (повышенный уровень).

В разделе «Требования к практическому владению видами речевой деятельности»:

уточнены требования к практическому владению письменной речью: писать личные письма; составлять план; писать автобиографию, заполнять анкету; излагать содержание прослушанного / прочитанного текста; писать мини-сочинение по предложенной теме / проблеме;

откорректированы виды текстов для чтения: рассказ, газетная / журнальная статья, буклет, объявление, реклама;

сформулированы основные требования к результатам учебной деятельности учащихся, изучающих иностранный язык на базовом уровне и на повышенном уровне.

2. Учебные издания

В 2020/2021 учебном году будут использоваться новые учебные пособия:

Английский язык

1. Английский язык : учеб. пособие для 5-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения : с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 1 / Л.М. Лапицкая [и др.]. – Минск : Вышэйшая школа, 2020.

2. Английский язык: учеб. пособие для 5-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения : с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 2 / Л.М. Лапицкая [и др.]. – Минск : Вышэйшая школа, 2020.

3. Англійская мова : вучэб. дапам. для 5-га кл. устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання : з электронным дадаткам. У 2 ч. Ч.1 / Л.М. Лапіцкая [і інш.]. – Мінск : Вышэйшая школа, 2020.

4. Англійская мова: вучэб. дапам. для 5-га кл. устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання : з электронным дадаткам У 2 ч. Ч.2 Л.М. Лапіцкая [і інш.]. – Мінск : Вышэйшая школа, 2020.

5. Английский язык / Англійская мова : учеб. пособие для 8-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения (повыш. уровень) : с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 1 / Н.В. Демченко [и др.]. – Минск : Вышэйшая школа, 2020.

6. Английский язык / Англійская мова : учеб. пособие для 8-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения (повыш. уровень) : с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 2 / Н.В. Демченко [и др.]. – Минск : Вышэйшая школа, 2020.

Немецкий язык

1. Будько, А.Ф. Немецкий язык : учеб. пособие для 5-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения : с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 1 / А.Ф. Будько, И.Ю. Урбанович. – Минск : Вышэйшая школа, 2020.

2. Будько, А.Ф. Немецкий язык : учеб. пособие для 5-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения : с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 2 / А.Ф. Будько, И.Ю. Урбанович. – Минск : Вышэйшая школа, 2020.

3. Будзько, А.П. Нямецкая мова : вучэб. дапам. для 5-га кл. устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання : з электронным дадаткам. У 2 ч. Ч. 1 / А.П. Будзько, І.Ю. Урбановіч. – Мінск : Вышэйшая школа, 2020.

4. Будзько, А.П. Нямецкая мова : вучэб. дапам. для 5-га кл. устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання : з электронным дадаткам. У 2 ч. Ч. 2 / А.П. Будзько, І.Ю. Урбановіч. – Мінск : Вышэйшая школа, 2020.

5. Будько, А.Ф. Немецкий язык : учеб. пособие для 6-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения : с электронным приложением / А.Ф. Будько, И.Ю. Урбанович. – Минск : Вышэйшая школа, 2020.

6. Будзько, А.П. Нямецкая мова : вучэб. дапам. для 6-га кл. устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання : з электронным дадаткам / А.П. Будзько, І.Ю.Урбановіч. – Мінск : Вышэйшая школа, 2020.

7. Зуевская, Е.В. Немецкий язык / Нямецкая мова : учеб. пособие для 5-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения (повыш. уровень) : с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 1 / Е.В.Зуевская, С.И. Салынская, О.В. Негурэ. – Мінск : Вышэйшая школа, 2020.

8. Зуевская, Е.В. Немецкий язык / Нямецкая мова : учеб. пособие для 5-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения (повыш. уровень) : с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 2 / Е.В.Зуевская, С.И. Салынская, О.В. Негурэ. – Мінск : Вышэйшая школа, 2020.

 

Французский язык

1. Вадюшина, Д.С. Французский язык / Французская мова : учеб. пособие для 5-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения : с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 1 / Д.С. Вадюшина. – Минск : Вышэйшая школа, 2020.

2. Вадюшина, Д.С. Французский язык / Французская мова : учеб. пособие для 5-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения : с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 2 / Д.С. Вадюшина. – Минск : Вышэйшая школа, 2020.

3. Вадюшина, Д.С. Французский язык / Французская мова : учеб. пособие для 6-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения : с электронным приложением. / Д.С. Вадюшина. – Минск : Вышэйшая школа, 2020.

4. Колосовская, И.Г. Французский язык / Французская мова : учеб. пособие для 8-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения (повыш. уровень): с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 1 / И.Г. Колосовская, Н.В. Скибская, Т.В. Поборцева. – Минск : Вышэйшая школа, 2020.

5. Колосовская, И.Г. Французский язык / Французская мова : учеб. пособие для 8-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения (повыш. уровень) : с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 2 / И.Г. Колосовская, Н.В. Скибская, Т.В. Поборцева. – Минск : Вышэйшая школа, 2020.

Испанский язык

1. Гриневич, Е.К. Испанский язык / Іспанская мова : учеб. пособие для 9-го кл. учреждений общ. сред. образования с белор. и рус. яз. обучения: с электронным приложением. / Е.К. Гриневич, О.В. Янукенас. – Минск : Вышэйшая школа, 2020.

2. Цыбулёва, Т.Э. Испанский язык / Іспанская мова : учеб. пособие для 8-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус яз. обучения (повыш. уровень) : с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 1 / Т.Э. Цыбулёва, О.А. Пушкина.Минск : Издательский центр БГУ, 2020.

3. Цыбулёва, Т.Э. Испанский язык / Іспанская мова : учеб. пособие для 8-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус яз. обучения (повыш. уровень) : с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 2 / Т.Э. Цыбулёва, О.А. Пушкина.Минск : Издательский центр БГУ, 2020.

Китайский язык

1. Китайский язык / Кітайская мова : учеб. пособие для 9-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения: с электронным приложением. / А.П. Пониматко [и др.]. – Минск : Вышэйшая школа, 2020.

Обращаем внимание, что с 2020 года учебные пособия по иностранным языкам будут издаваться без электронного оптического диска (СD). Электронные приложения к учебным пособиям содержат аудиозаписи текстов для восприятия и понимания речи на слух, дидактический материал, лингвострановедческий материал, интерактивные задания и размещены на ресурсе (https://lingvo.adu.by).

Скрипты текстов для восприятия и понимания речи на слух размещены в учебно-методических пособиях для учителей, на ресурсе (https://lingvo.adu.by).

Особенности новых учебных пособий заключаются в:

реализации компетентностного подхода к отбору и предъявлению учебного материала (направленность содержания учебного материала на формирование межкультурной компетенции наряду с коммуникативной в единстве ее составляющих: языковой, речевой, социокультурной, учебно-познавательной, компенсаторной);

расширении возможностей стимулирования познавательной активности учащихся с учетом их индивидуальных возможностей, дифференциации их интересов;

наличии навигационного аппарата (ссылок на другие компоненты УМК по учебному предмету: печатные и электронные). В навигационном аппарате учебных пособий по иностранным языкам используется новый элемент – QR-код (графическое изображение гиперссылки), который позволяет получить доступ к электронному образовательному ресурсу (ЭОР) и ресурсу https://lingvo.adu.by;

разных формах предъявления учебной информации: словесный текст, иллюстрации, карты, таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;

наличии проектных заданий личностно-ориентированной направленности, которые способствуют развитию творческих способностей учащихся;

наличии интерактивных заданий в электронных приложениях.

Учебные пособия по иностранным языкам разработаны на ситуативно-тематической основе. Содержание учебных пособий способствует выполнению коммуникативных задач, указанных в учебной программе. Учитель самостоятельно планирует учебное время, отводимое на изучение той или иной темы, ориентируясь на календарно-тематическое планирование, рекомендации в учебно-методических пособиях для учителей.

Рекомендации по работе с новыми учебными пособиями размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by / Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Учебные предметы I–IV, V–XI классы.

К 2020/2021 учебному году подготовлены новые издания для учителей:

Английский язык

1. Бушуева, Э.В. Английский язык в 6 классе : учеб.-метод. пособие для учителей учреждений общего сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения : (повышен. уровень) / Э.В. Бушуева, Н.В. Демченко. – Минск : Вышэйшая школа, 2020;

2. Демченко, Н.В. Английский язык в 9 классе : учеб.-метод. пособие для учителей учреждений общего сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения : (повышен. уровень) / Н.В Демченко, Э.В. Бушуева. – Минск : Вышэйшая школа, 2020;

Немецкий язык

1. Будько, А.Ф. Немецкий язык в 3 классе : учеб.-метод. пособие для учителей учреждений общего сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / А.Ф. Будько, И.Ю. Урбанович. – Минск : Вышэйшая школа, 2020.

В помощь учителю для реализации в образовательном процессе компетентностного подхода изданы дидактические и диагностические материалы (серия «Компетентностный подход»):

Английский язык

Койко А.А. Английский язык. 3 класс. Дидактические и диагностические материалы. – Мозырь: Выснова, 2019.

Койко А.А. Английский язык. 4 класс. Дидактические и диагностические материалы. – Мозырь: Выснова, 2019.

Лапицкая Л.М., Коледа С.М.. Английский язык. 5 класс. Дидактические и диагностические материалы. – Мозырь: Выснова, 2020.

Коледа С.М. Английский язык. 6 класс. Дидактические и диагностические материалы. – Мозырь: Выснова, 2020.

Коледа С.М., Севрюкова Т.Ю. Английский язык. 7 класс. Дидактические и диагностические материалы. – Мозырь: Выснова, 2020.

Севрюкова Т.Ю., Лапицкая Л.М., Коледа С.М. Английский язык. 8 класс. Дидактические и диагностические материалы. – Мозырь: Выснова, 2019.

Севрюкова Т.Ю., Лапицкая Л.М., Коледа С.М. Английский язык. 9 класс. Дидактические и диагностические материалы. – Мозырь: Выснова, 2019.

Немецкий язык

Урбанович И.Ю. Немецкий язык. 3 класс. Дидактические и диагностические материалы.– Мозырь: Выснова, 2019.

Урбанович И.Ю. Немецкий язык. 4 класс. Дидактические и диагностические материалы. – Мозырь: Выснова, 2019.

Толстых Ю.А., Шиманская Н.Г. Немецкий язык. 5 класс. Дидактические и диагностические материалы.– Мозырь: Выснова, 2020.

Шиманская Н.Г., Толстых Ю.А. Немецкий язык. 6 класс. Дидактические и диагностические материалы.– Мозырь: Выснова, 2020.

Толстых Ю.А., Шиманская Н.Г. Немецкий язык. 7 класс. Дидактические и диагностические материалы.– Мозырь: Выснова, 2020.

Шиманская Н.Г., Толстых Ю.А. Немецкий язык. 8 класс. Дидактические и диагностические материалы. – Мозырь: Выснова, 2020.

Толстых Ю.А., Шиманская Н.Г. Немецкий язык. 9 класс. Дидактические и диагностические материалы.– Мозырь: Выснова, 2020.

Французский язык

Ольшевская Е.Н. Французский язык. 4 класс. Дидактические и диагностические материалы. – Мозырь: Выснова, 2020.

Колосовская И.Г., Скибская Н.В. Французский язык. 5 класс. Дидактические и диагностические материалы.– Мозырь: Выснова, 2019.

Колосовская И.Г., Скибская Н.В. Французский язык. 6 класс. Дидактические и диагностические материалы.– Мозырь: Выснова, 2019.

Колосовская И.Г., Скибская Н.В. Французский язык. 7 класс. Дидактические и диагностические материалы.– Мозырь: Выснова, 2019.

Колосовская И.Г., Скибская Н.В. Французский язык. 8 класс. Дидактические и диагностические материалы.– Мозырь: Выснова, 2019.

Колосовская И.Г., Скибская Н.В. Французский язык. 9 класс. Дидактические и диагностические материалы. – Мозырь: Выснова, 2019.

Испанский язык

Цыбулёва Т.Э. Испанский язык. 3 класс. Дидактические и диагностические материалы. – Мозырь: Выснова, 2020.

Цыбулёва Т.Э. Испанский язык. 4 класс. Дидактические и диагностические материалы. – Мозырь: Выснова, 2020.

Чиркун А.Б., Гриневич Е.К. Испанский язык. 5 класс. Дидактические и диагностические материалы. – Мозырь: Выснова, 2020.

Чиркун А.Б., Гриневич Е.К. Испанский язык. 6 класс. Дидактические и диагностические материалы. – Мозырь: Выснова, 2020.

Чиркун А.Б., Гриневич Е.К. Испанский язык. 7 класс. Дидактические и диагностические материалы. – Мозырь: Выснова, 2020.

Чиркун А.Б., Гриневич Е.К. Испанский язык. 8 класс. Дидактические и диагностические материалы. – Мозырь: Выснова, 2020.

Чиркун А.Б., Гриневич Е.К. Испанский язык. 9 класс. Дидактические и диагностические материалы. – Мозырь: Выснова, 2020.

Китайский язык

Филимонова М.С., Вощило Е.В. Китайский язык. 5-7 классы. Дидактические и диагностические материалы. – Мозырь: Выснова, 2020.

Филимонова М.С., Вощило Е.В. Китайский язык. 8-9 классы. Дидактические и диагностические материалы. – Мозырь: Выснова, 2020.

Полная информация об учебно-методическом обеспечении учебного предмета «Иностранный язык» в 2020/2021 учебном году размещена на национальном образовательном портале: https://adu.by / Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Учебные предметы I–IV, V–XI классы.

3. Организация образовательного процесса на базовом и повышенном уровнях

Для базового и повышенного уровней изучения иностранного языка предусмотрен учебный материал в рамках одних и тех же сфер общения и одного и того же предметно-тематического содержания.

Различие при изучении иностранного языка на базовом и повышенном уровнях определяется объемом продуктивного и рецептивного словаря, количеством грамматического материала, подлежащего продуктивному усвоению, количеством решаемых коммуникативных задач и степенью их сложности.

Как на базовом, так и на повышенном уровне изучения иностранного языка отбор содержания образования должен обеспечивать формирование у учащихся готовности к межкультурному диалогу, взаимопониманию, воспитывать у них уважительное отношение к иным культурам, развивать способность передавать в процессе иноязычного общения собственные мысли и чувства.

При изучении иностранного языка на базовом уровне учащимся предлагается решать коммуникативные задачи преимущественно в стандартных ситуациях (рассказать об известном художнике / скульпторе / фотографе и его произведениях; посоветовать посетить выставку, музей; обменяться впечатлениями о выставке, музее; рассказать об известных памятниках архитектуры Республики Беларусь; расспросить об известных памятниках архитектуры стран изучаемого языка).

При изучении иностранного языка на повышенном уровне учащиеся должны решать коммуникативные задачи в стандартных ситуациях, а также проблемные задачи на основе более глубоких социокультурных и / или энциклопедических знаний ассказать об известном художнике / скульпторе / фотографе и его произведениях; посоветовать посетить выставку, музей; обменяться впечатлениями о выставке, музее; рассказать об известных памятниках архитектуры Республики Беларусь; расспросить об известных памятниках архитектуры стран изучаемого языка; рассказать о видах искусства и своих предпочтениях; обсудить роль искусства в жизни человека).

При обучении иностранному языку на повышенном уровне особое внимание уделяется овладению разговорными нормами изучаемого языка, навыками самостоятельной работы с иноязычными источниками информации; подготовке учащихся к самообразованию и приобретению личного опыта иноязычного общения; развитию качеств личности, востребованных в процессе межкультурной коммуникации.

В 2020/2021 учебном году в VVII классах базовой школы, средней школы, школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в VIIIIX классах базовой школы, средней школы, гимназии, гимназии-интерната предусмотрена возможность увеличения количества учебных часов, отводимых на изучение иностранного языка (не более чем на 2 часа) за счет учебных часов, предусмотренных учебным планом на проведение факультативных занятий.

Дополнительное учебное время должно быть использовано для:

совершенствования навыков и развития умений устной речи обучающихся путем решения более сложных коммуникативных задач, позволяющих расширить и углубить опыт иноязычной коммуникативной деятельности;

увеличения объема продуктивно усваиваемого лексического и грамматического материала в пределах единого с базовым уровнем предметно-тематического содержания;

повышения степени подготовленности обучающихся к адекватной интерпретации феноменов и явлений социокультурной специфики стран изучаемого языка;

осуществления речевого и неречевого поведения, адекватного нормам и требованиям, принятым в странах изучаемого языка;

повышения уровня готовности обучающихся к самообразовательной деятельности по овладению иностранным языком;

совершенствования компенсаторных умений во всех видах речевой деятельности;

развития учебно-познавательных умений.

При обучении иностранному языку в объеме 4 (5) учебных часов в неделю необходимо ориентироваться на программные требования к изучению иностранного языка на повышенном уровне.

Для реализации поставленных задач рекомендуется использовать учебные пособия по иностранным языкам для базового или повышенного уровня, которые имеются в школьных библиотечных фондах, а также электронные версии учебных пособий (http://e-padruchnik.adu.by), УМК для факультативных занятий, дидактические и диагностические материалы, дополнительные учебные материалы, разработанные авторами УМК для соответствующих классов (https://adu.by / Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Учебные предметы III, IV, V–XI классы).

4. Примерное календарно-тематическое планирование

Согласно должностным обязанностям учитель разрабатывает КТП с учетом времени, отведенного в учебной программе на изучение отдельных тем по учебному предмету «Иностранный язык». Данное КТП утверждается руководителем учреждения образования до начала учебного года.

Учитель вправе использовать КТП по учебному предмету «Иностранный язык», рекомендованное НИО. При использовании КТП, рекомендованного НИО, учитель может вносить в течение учебного года в пределах учебных часов, отведенных на изучение учебного предмета, в примерное КТП коррективы в зависимости от уровня результатов учебной деятельности и познавательных возможностей учащихся, иных объективных обстоятельств. В рубрике «Для заметок» или на отдельном листе, который вкладывается в пособие для учителей учреждений общего среднего образования «Примерное календарно-тематическое планирование», учитель фиксирует вносимые изменения, которые согласовывает с руководителем учреждения образования. Аналогичным образом оформляется КТП при организации изучения на II ступени общего среднего образования учебного предмета на повышенном уровне.

На национальном образовательном портале (https://adu.by / Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Учебные предметы V–XI классы) размещено примерное календарно-тематическое планирование:

для X класса (базовый и повышенный уровни) по английскому, немецкому, французскому, испанскому, китайскому языкам;

для X-XII вечерних классов по английскому, немецкому, французскому, испанскому языкам.

5. Особенности организации образовательного процесса

Обращаем внимание, что в начале 2020/2021 учебного года необходимо организовать углубленное повторение учебного материала IV четверти 2019/2020 учебного года. Рекомендации по организации углубленного повторения размещены на национальном образовательном портале: https:/adu.by / Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Учебные предметы III, IV, V–XI классы.

Обязательный для изучения иностранный язык определяется учредителем учреждения общего среднего образования с учетом потребностей государства и возможностей учреждения образования (статья 90 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

Организация образовательного процесса по иностранному языку предполагает всестороннее использование коммуникативных технологий (проекты, интервью, ролевые игры, дискуссии, дебаты, конференции, конкурсы, драматизации и др.). Целесообразно активно использовать информационно-коммуникационные технологии и возможности внеурочной деятельности, что способствует созданию условий для повышения мотивации к изучению иностранного языка, активизации познавательной деятельности учащихся, их речевого взаимодействия, развития творческого потенциала.

Принципиально важно регулярно использовать технологии обучения, позволяющие моделировать ситуации иноязычного речевого общения, обеспечивающие максимально возможную степень самостоятельности обучающихся в интерпретации явлений межкультурной коммуникации.

При организации образовательного процесса по китайскому языку следует взаимодействовать с Республиканским институтом китаеведения имени Конфуция Белорусского государственного университета (https://rci.bsu.by/), Институтом Конфуция Минского государственного лингвистического университета (http://ci.mslu.by).

Деление класса на группы при организации образовательного процесса осуществляется в соответствии с пунктом 54 Положения об учреждении общего среднего образования. При реализации образовательных программ общего среднего образования классы делятся на группы при проведении учебных занятий по учебному предмету «Иностранный язык» с наполняемостью каждой группы не менее девяти учащихся. По решению управления (отдела) образования местного исполнительного и распорядительного органа, согласованному с финансовым управлением (отделом) местного исполнительного и распорядительного органа, допускается деление класса на группы с меньшей наполняемостью за счет учебных часов, которые установлены типовым учебным планом учреждения общего среднего образования соответствующего вида на проведение факультативных занятий.

Таким образом, местным органам управления образованием предоставлена возможность осуществлять деление на группы исходя из особенностей конкретного учреждения образования (контингента учащихся, количества учителей, количества учебных кабинетов, сменности учебных занятий и др.).

В соответствии с пунктом 77 Положения об учреждении общего среднего образования для продолжения изучения учащимися VXI (XII) классов ранее изучаемого иностранного языка, который не изучается в данном учреждении образования, при наличии в каждом классе от одного до пяти учащихся дополнительно выделяется не менее 3 часов в неделю на класс. Учащиеся, которые продолжают изучение ранее изучаемого иностранного языка, не учитываются при определении количества групп при делении соответствующего класса на группы для проведения учебных занятий по иностранному языку, который изучается в данном учреждении образования.

Предметом контроля и оценки на уроке иностранного языка должны быть виды речевой деятельности (говорение, чтение, восприятие и понимание речи на слух, письмо/письменная речь) и составляющие коммуникативной компетенции (речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная, учебно-познавательная).

Учебное время на уроке используется преимущественно для развития и совершенствования навыков и умений устной речи. Рекомендуется вводить и закреплять новый лексический и грамматический материал в коммуникативных ситуациях; увеличивать на уроке время речевой активности каждого учащегося за счет организации работы в парах, группах; обучать чтению, восприятию и пониманию речи на слух с обязательным соблюдением предтекстового, текстового и послетекстового этапов работы.

Особое внимание следует уделять соблюдению требований учебной программы, где определены виды письменных работ для каждого года обучения. При выполнении большого количества письменных заданий нарушается коммуникативный характер урока. При оценивании результатов учебных достижений учащихся учитель должен отдавать предпочтение устным формам контроля.

В обучении иностранному языку рекомендуется чередование и сочетание различных видов домашних заданий: устные, письменные, обязательные, по выбору, общие, дифференцированные, индивидуальные, комбинированные, творческие. Домашним заданиям творческого характера предшествует подготовительная работа на уроке.

Домашние задания должны быть разнообразными по форме, по виду планируемой деятельности и посильными для выполнения учащимися. В учебно-методических пособиях для учителей, которые являются обязательным компонентом УМК, предлагаются варианты домашнего задания, которые учитель может выбрать в зависимости от того, что выполнено на уроке в каждой конкретной группе / конкретном классе.

С целью предупреждения перегрузки учащихся учителю необходимо следить за объемом домашнего задания, объяснять на уроке содержание, порядок и приемы его выполнения. Для домашнего задания может предлагаться только тот материал, который усвоен на учебном занятии.

Страницы классного журнала заполняются на том языке, на котором осуществляются обучение и воспитание в учреждении общего среднего образования. Допускается записывать на иностранном языке языковой материал, представленный в учебных программах.

При заполнении графы «Змест вучэбных заняткаў» записывается один раз название темы согласно учебной программе. На последующих учебных занятиях поэтапно обозначаются конкретная ситуация общения, вид речевой деятельности учащихся (говорение, чтение, восприятие и понимание речи на слух, письмо / письменная речь). Языковой материал записывается в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Например:

Здоровый образ жизни. Говорение.

Принципы здорового питания. Чтение. Present Simple.

Название факультативного занятия записывается в журнале в соответствии с названием соответствующей учебной программы, например:

практикум по чтению;

второй иностранный язык (испанский).

Для проведения факультативных занятий предлагается использовать учебные программы, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь в 2020 году. Учебные программы факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by / Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Учебные предметы I–IV, V–XI классы.

6. Дополнительные ресурсы

Дополнительную информацию для подготовки к учебным занятиям можно найти на интернет-ресурсах: https://adu.by, https://www.belarus.by/ru, http://www.belstat.gov.by/ и др.

7. Выпускной экзамен

Выпускной экзамен по учебному предмету «Иностранный язык» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования в 2020/2021 учебном году будет проводиться в устной форме по билетам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь.

Выпускной экзамен призван оценить уровень практического владения выпускниками изучаемым иностранным языком в пределах требований, определенных образовательным стандартом и учебной программой. Объектом итоговой аттестации учащихся является владение коммуникативной компетенцией.

При подготовке к экзамену необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями по организации и проведению обязательного выпускного экзамена по учебному предмету «Иностранный язык» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования: http://.edu.gov.by / Система образования / Общее среднее образование / Совершенствование организации образовательного процесса по иностранным языкам.

Для подготовки учащихся к обязательному выпускному экзамену по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования изданы материалы по английскому, немецкому, французскому, испанскому языкам.

В соответствии со шкалой Общеевропейских компетенций учащиеся, изучавшие иностранный язык на базовом уровне, должны овладеть иностранным языком на уровне А2 (прочное элементарное владение), а изучавшие его на повышенном уровне – на уровне В1+/В2 (самостоятельное владение).

         8. Организация методической работы

Для организации деятельности методических формирований учителей иностранных языков в 2020/2021 учебном году предлагается единая тема «Совершенствование профессиональной компетентности учителей иностранного языка по вопросам организации учебно-познавательной деятельности учащихся».

При планировании методической работы с учителями иностранного языка следует учитывать требования нормативных правовых актов, актуальные вопросы развития языкового образования, результаты методической работы за предыдущий учебный год, кадровый состав педагогов, их интересы, запросы, уровень профессиональной компетентности.

На августовских предметных секциях рекомендуется обсудить следующие вопросы:

1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебному предмету «Иностранный язык» в 2020/2021 учебном году:

обновленные учебные программы и учебно-методические комплексы по учебному предмету «Иностранный язык» для X класса;

эффективность использования в образовательном процессе компонентов учебно-методических комплексов по учебному предмету;

контрольно-оценочная деятельность учителя на учебных занятиях по иностранному языку;

учебно-методические издания, методические публикации в предметном научно-методическом журнале «Замежныя мовы».

2. Планирование работы методических формирований:

анализ работы методических формирований учителей иностранных языков в 2019/2020 учебном году;

планирование работы методических формирований учителей иностранных языков на 2020/2021 учебный год.

В течение учебного года на заседаниях методических формирований учителей иностранных языков рекомендуется рассмотреть актуальные вопросы преподавания учебного предмета, организации учебно-познавательной деятельности учащихся с учетом имеющегося эффективного педагогического опыта учителей региона:

формирование предметных, метапредметных и личностных компетенций в процессе учебно-познавательной деятельности обучающихся на учебных занятиях по иностранному языку;

использование технологий обучения межкультурному иноязычному общению учащихся на III ступени общего среднего образования;

создание информационной образовательной среды как основы для организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся по учебному предмету «Иностранный язык»;

внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий в целях повышения мотивации иноязычной речевой деятельности обучающихся;

создание условий для творческой самореализации обучающихся при овладении иностранным языком, формирование готовности применять полученные знания в повседневной жизни;

контрольно-оценочная деятельность учителя как средство стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке иностранного языка;

организация учебной деятельности учащихся при подготовке к выпускным экзаменам и централизованному тестированию.

Для учителей иностранных языков учреждений общего среднего образования предлагаются образовательные программы повышения квалификации на базе Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (http://www.academy.edu.by/), Института повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Минский государственный лингвистический университет» (http://www.ipk.mslu.by/).

Комментариев нет:

Отправить комментарий